Работа учреждения по вопросам энергосбережения
Энергосбережение в образовательных учреждениях
Учреждения образования являются одним из ключевых инструментов воспитания экономного отношения к запасам у молодого поколения, а решение вопроса энергоэффективности в них имеет большое значение.
Энергосбережение – деятельность (практическая, научная, организационная, информационная), направленная на рациональное и экономное использование преобразованной и первичной энергии и природных энергоресурсов.
Ключевой целью энергосбережения в образовательных учреждениях является увеличение значений экономических показателей учреждений, улучшение условий технического функционирования посредством повышения эффективности расходования энергии на один рубль оказываемых услуг, сокращение финансовой нагрузки на бюджет через сокращение платежей за электроэнергию и тепло.
Энергосбережение в образовательных учреждениях – это совокупность трех видов мероприятий:
- мониторинг потребления энергетических ресурсов;
- регулирование расхода носителя тепла;
- повышение мотивации участников.
Чтобы работа в данном направлении проводилась эффективно, главное – научить учащихся беречь и сохранять энергию дома, в детском саду, в школе, только тогда ребята осознают это в полной мере и в будущем смогут совершить прорыв в энергосбережении на своих рабочих местах, а значит – в стране.
Немаловажным фактором в достижении повышения энергосбережения в учреждениях образования является внедрение энергоэффективных технологий в системах освещения, отопления, горячего и холодного водоснабжения, вентиляции и кондиционирования.
Рассмотрим часть из них:
1. Освещение:
- Замена традиционных источников освещения (ламп накаливания и светильников с ЭМПРА) на современные энергосберегающие источники освещения дает от 35 до 55 % экономии электроэнергии при сроке окупаемости 1 – 1,5 года.
- Внедрение интеллектуальных систем освещения дает от 35 до 50 % экономии электроэнергии при сроке окупаемости 1,5-2 года.
- Мероприятия, в том числе организационные (введение системы энергоменеджмента и проведение энергетического мониторинга, замена устаревших энергопотребителей на современные, с высокой энергетической эффективностью ) дает от 5 до 10 % экономии электроэнергии.
2. Отопление и горячее водоснабжение (ГВС):
- Внедрение автоматической системы управления тепловым пунктом дает от 25 до 45 % экономии тепловой энергии при сроке окупаемости 1- 2 года.
- Промывка системы отопления со сливом продуктов очистки (для зданий, находящихся в эксплуатации более 5 лет) дает от 15 до 25 % экономии тепловой энергии при сроке окупаемости в течении одного отопительного сезона.
- Сезонные утепления стен, входных групп и оконных проемов дает от 5 до 10 % экономии тепловой энергии.
- Иные мероприятия, в том числе организационные (оптимизация расходов и регулирования температуры ГВС, а также применение экономичной водоразборной арматуры, снижение потерь путем установки третьего стекла либо светопрозрачной пленки в окнах, установка теплоотражателей за радиаторами, улучшение тепловой изоляции стен, полов и чердаков здания) дает от 5 до 10 % экономии тепловой энергии.
3. Холодное водоснабжение (ХВС):
- Применение частотного регулирования насосов систем водоснабжения дает от 10 до 15 % экономии.
- Установка счетчиков расхода воды, а также применение экономичной водоразборной арматуры дает от 5 до 10 % экономии.
- Иные мероприятия, в том числе организационные (регулярные техобслуживания и ревизии) дает от 5 до 10 % экономии.
4. Вентиляция и кондиционирование:
- Замена устаревших вентиляторов на современные с более высоким КПД с автоматическим регулированием и управлением в зависимости от температуры наружного воздуха дает от 25 до 35 % экономии при сроке окупаемости 3-5 года.
- Автоматизация систем кондиционирования с введением необходимых режимов экономичности дает от 15 до 20 % экономии при сроке окупаемости 3-5 года.
- Иные организационные мероприятия в том числе введение энергографика работы систем с контролем потребления, поддержание в рабочем состоянии регуляторов, поверхностей теплообменников и оборудования дает от 5 до 10 % экономии.
Так же отметим, что необходимо предусмотреть следующие мероприятия по энергосбережению:
- система отслеживания расходов энергетических ресурсов и совершенствование энергобаланса;
- организация контроля и учета по рациональному использованию, лимитированию и нормированию энергоресурсов;
- организация энергетических обследований для определения нерационального расходования энергоресурсов;
- разработка и осуществление акций по энергосбережению.
И нужно помнить: гораздо лучше сэкономить одну единицу энергии, чем создать новую. Сберегая энергию дома или в учреждении, мы сокращаем потери энергии при ее транспортировке и производстве.
Таким образом, каждое образовательное учреждение может существенно сокращать расходы энергии, а обучающиеся могут лично участвовать в программе энергосбережения, что даст возможность сформировать в их сознании представление о важности процесса энергосбережения.
Материалы для уроков, внеклассных занятий, классных часов:
Классный час по теме «Энергия и энергосбережение. Бережем энергоресурсы»
Урок по теме « Экология и энергосбережение»
Тематическая беседа «Сбережем планету вместе»
Интеллектуальная игра «С уважением к энергосбережению!»
Книжно-иллюстративные выставки, стендовые экспозиции (например, «Энергосбережение: Информируем. Рекомендуем. Советуем прочесть», «Азбука энергосбережения»), электронные презентации по различным аспектам экономии энергоресурсов.
Уделяя особое внимание молодым читателям, учащимися школ в библиотеке приемлемы такие формы экологической и энергосберегающей просветительской работы как устные журналы, информационные экологические часы («Учимся беречь электроэнергию», «Энергосбережение и альтернативные источники энергии»), часы практических советов и обмена опытом («Как эффективно утеплить окна»), часы бережливости («Будем экономить!»), беседы с элементами викторины («Экологический ликбез»), экологические медиа-путешествия, энергосберегающие акции, познавательные уроки, энергомарафоны, агитбригады, экологические театрализованные шоу-программы, конкурсы (например, конкурс плакатов на тему экономии энергии, рисунков, стихов), интеллектуальные и интерактивные игры для школьников по энергосбережению с участием представителей власти, общественных организаций.